Содержание пчел в облегченном десятирамочном улье

Пчеловодством начал заниматься в 40 лет (1988 г.). В силу сложившихся жизненных обстоятельств нужно было содержать семью, имея инвалидность. Анализируя опыт содержания пчел знакомых пчеловодов, изучая специализированную литературу, пришел к выводу, что содержать пасеку, насчитывающую 50 семей, — огромный физический труд. Например, весенняя пересадка семей в продезинфицированные ульи, неэффективно проведенное время в ожидании выхода роев, непростая процедура их снятия и последующая посадка в новое жилище.

 

Эти работы занимают весь день. К тому же к сбору роев приходится привлекать членов семьи. Все эти факторы для меня были не приемлемы.

 Поэтому поставил перед собой следующие задачи: ульи должны быть легкими; отказаться от работ по весенней пересадке семей в свежие ульи; исключить роение семей и, как следствие, их снятие; самостоятельно содержать пасеку из 50 семей, лишь иногда привлекая одного из членов семьи для выполнения работ.

 Работа включает в себя следующие этапы: замена доньев весной, весенняя ревизия, откачка меда в июле-августе. Поэтому для своей пасеки разработал конструкцию десятирамочного бесфальцевого корпуса на стандартную гнездовую рамку размером 435×300 мм. Каркас корпуса изготовил из брусков. Снаружи и изнутри обшил листами ДВП толщиной 4 мм, а внутреннее пространство стенок корпуса заполнил пенопластом, их толщина составила 38-40 мм. Масса собранного и окрашенного гнездового корпуса 8,5-9 кг. Дно, подкрышник и крышу изготовляю из досок.

 

 

 

 

 Достоинства десятирамочного корпуса в том, что он узкий, внутренний размер по ширине составляет350 мм, его удобно снимать даже с медом. При кочевке улей с двумя корпусами обладает хорошей устойчивостью.

 Недостаток двенадцатирамочного двухкорпусного улья в том, что при вхождении семьи в роевое состояние невозможно снять корпус одному при ее делении пополам. К тому же стандартные корпуса ульев изготовлены с фальцами — для них необходимы соответствующие донья.

 Имея циркулярную пилу, электрорубанок самостоятельно за несколько лет создал пасеку, насчитывающую 50 семей.

 Для содержания одной семьи пчел необходимы: три бесфальцевых гнездовых корпуса; две магазинные надставки с рамками размером 435×145 мм; подкрышник; крыша; два отъемных дна; две подставки под ульи, сваренные из прутьев 010-12 мм. В настоящее время содержу пасеку, насчитывающую 40 семей пчел.

 Работаю не рамками, а корпусами. Благодаря тому что они без фальцев, их не надо ставить в нахлобучку, достаточно надвинуть, не давя при этом пчел.

 Итак, первое условие выполнено: имею легковесные гнездовые корпуса, вторые донья и дополнительные подставки, они понадобятся при делении семьи пополам, для ликвидации роевого состояния.

 Зимуют пчелы в одном корпусе, хорошая семья обсиживает 10 рамок, в них должно быть 25-28 кг меда. С осени поперек верхних брусков рамок кладу три планки сечением 10×10 мм для перехода пчел из одной улочки в другую. Зимой на них помещаю полиэтиленовый пакет с медом.

 В декабре, когда выпадет снег и если на пасеке нет мышей, открываю нижний леток, снимаю утеплительные подушки и у задней стенки отгибаю на 10-12 см холстик. Эту операцию делаю для того, чтобы максимально охладить гнездо (поскольку корпуса очень теплые) и сделать достаточную вентиляцию. В этом случае матка не начинает раннюю откладку яиц в зимние месяцы. Стремлюсь, чтобы матка приступила к кладке яиц в середине февраля. Поэтому примерно 10 февраля опускаю холстик и кладу утеплительную подушку.

 Этой операцией добиваюсь экономии меда и нормального развития семьи, так как были случаи, когда при хорошем (излишнем) утеплении сверху (а корпуса с пенопластом очень теплые, стенки внутри мало охлаждаются при сильном морозе) матки рано приступают к откладке яиц, начинается большой расход меда и перги. Весна затягивается, пчелы бросают обогревать расплод, семьи или погибают из-за недостатка меда либо выходят после зимовки очень слабыми.

 В конце марта меняю донья с подмором, чтобы пчелы не занимались их очисткой. Не разводя дымарь, приподнимаю корпус (предварительно оторвав его от дна стамеской). Мой помощник убирает с подставки дно с подмором и ставит на его место новое, а я аккуратно опускаю на него корпус с пчелами. Донья собираю, очищаю от подмора, прожариваю на длительном солнцепеке либо обжигаю паяльной лампой, после этого убираю на хранение. Семьи облетываются. Начинают цвести мать-и-мачеха, ива, а при зацветании канадского клена и одуванчика ставлю вторые корпуса с сотами, можно поставить 1-2 рамки с вощиной. В нижнем корпусе матка к этому времени откладывает яйца (рис. 1).

 

Десятирамочный облегченный улей

 

При расширении вторым гнездовым корпусом в гнезде насчитывается 20 гнездовых рамок, становится просторно для приноса нектара и для откладки яиц маткой. Идет активное наращивание массы пчел. Через каждые пять дней провожу осмотр, не входит ли семья в роевое состояние, и заношу данные в пасечный журнал, а позднее в настенный график для удобства планирования работ на пасеке. Надо сказать, что даже в безвзяточный период (а он приходится на начало июня) семьи не спешат роиться, потому что нет переполненности гнезда.

 К 12-15 июля переполненные пчелами семьи закладывают маточники. Как только хотя бы один маточник в верхнем корпусе будет запечатан, сразу делю семью пополам. Для этого ставлю вторую подставку со вторым дном на расстоянии 1 м сзади корпуса основной семьи и 1 м в сторону, чтобы не мешать лету пчел в отводке. Осматриваю нижний корпус №1 и оставляю один зрелый маточник, а остальные срезаю (рис. 2).

 

Работа с десятирамочным ульем

 

В снятом верхнем корпусе №2 оставляю все маточники, застилаю его холстиком, кладу подкрышник, подушки и накрываю плоским шифером, так как нет смысла для отводка изготовлять крышу. При делении семьи пополам старую плодную матку не ищу. Важно, чтобы в обоих корпусах, №1 и 2, было хотя бы по одному запечатанному маточнику. Как только летные пчелы перелетят на старое место, в корпус №1, и при наличии в нем старой плодной матки, станет возможным роение. Чтобы не было выхода роя, одновременно с делением семьи пополам на корпус №1 ставлю гнездовой корпус №3 с сотами и 1-2 рамками меда.

 Получается увеличенный объем гнезда, роевое состояние проходит, матка сгрызает маточник, и начинается активное наращивание семьи, как после весеннего расширения гнезда в мае. Через 3 дня осматриваю отводок и семью. Наличие матки определяю по отложенным яйцам, а также по тому, что печатные маточники разгрызены (маточников нет). Желательно, чтобы старая плодная матка оказалась в корпусе №1. Тогда при осмотре отводка (корпус №2) проверяю, чтобы оставленный запечатанный маточник не был поврежден, остальные — срезаю. Через 7 дней делаю последний контрольный осмотр отводка и семьи, срезаю свищевые маточники. Смотрю, не вышла ли молодая матка. После того как она облетится и начнет кладку яиц, осмотры заканчиваю.

 Отводок развивается к осени, он набирает хорошую силу и хорошо зимует. Добавляю ему мед от основной семьи. Семью со старой маткой осенью вытряхиваю на территории пасеки, и пчелы разлетаются по другим ульям, мед откачиваю, отводок с молодой маткой идет в зиму.

 Но часто при делении семьи пополам старая плодная матка оказывается в корпусе №2. При осмотре корпуса через 3 дня после деления можно обнаружить, что летные пчелы слетели в корпус №1. Старая плодная матка сгрызает все запечатанные маточники и начинает откладку яиц. Тогда вместо корпуса №1 основной семьи ставлю корпус №2 со старой маткой, на него ставлю корпус №3 с пустыми сотами (рис. 3), а корпус №1 с маточником — вместо корпуса №2.

 

Перестановка корпусов в десятирамочном улье

 

Старая плодная матка снова получает большое неосвоенное гнездо с массой летных пчел. Получается семья-медовик, которую можно вести на кочевку, а отводки остаются на пасеке. Молодые матки облетываются и наращивают молодых пчел.

 Итак, в зимовку отправляю корпус №2 с молодой маткой, то есть отводок, оставив ему необходимое количество меда. У семьи-медовика на двух гнездовых корпусах со старой маткой откачиваю мед, маломедные рамки убираю на хранение, а пчел вытряхиваю. И так до следующего сезона. При таком способе легко вести селекционную работу, формировать отводки от лучших семей. Матки на пасеке работают практически не более двух лет.

 Мне 65 лет, и пока с таким методом содержания семей пчел мне под силу справляться с пасекой одному, потому что трудоемкость их содержания снижается в несколько раз. Раньше работал с 50 семьями, в настоящее время их 40.

 Когда рассказываю пчеловодам о своем методе работы и конструкции улья, они это вполне одобряют, но не могут внедрить у себя из-за того, что придется отказаться от 12- и 16-рамочных ульев. А приобрести новые трудно, так как они не производятся промышленностью. Если их заказывать, то нет чертежей. Не каждый столяр может изготовить их сам. Поэтому работают по старинке. Даже если не вывозить пасеку на кочевку к посевам гречихи, донника или фацелии, сильные семьи всегда дадут до 50 кг меда с разнотравья.

 

    В.А.ПОПОВ

    Орловская обл.

 

 

 

 

 

 

 

Группа ВКонтакте